Экологический мониторинг (методические рекомендации).

Автор: Постникова Таисия Федосеевна – учитель биологии средней общеобразовательной школы №32 г. Краснотурьинска, отличник народного просвещения.

Методические рекомендации по экологическому мониторингу включают в себя методики по исследованию воздуха, воды, почвы и школьного помещения.

Все методики, входящие в данную статью, доступны для малоопытных исследователей и могут быть использованы руководителями кружков, педагогами дополнительного образования и учителями школ, которые ведут внеклассную работу по экологии в 7 - 11 классах.

В статью вошли методики разных авторов, на которые опирался составитель сборника, работая с учащимися на протяжении пяти лет по исследованию загрязнений своего города.

Учитывая особенности своего края, цели работы методики можно несколько изменять. Так, например, при исследовании загрязнения воздуха по снежному покрову можно выбрать несколько пунктов (с характерными загрязнениями для данного региона) и провести исследования в них два раза в год (осенью и весной). На основании данных составить картосхему загрязнений, проанализировать и сделать выводы. Для получения более точных результатов исследования можно повторить еще несколько лет подряд, увидеть изменения во времени, пространстве и выяснить источники загрязнения.

При исследовании каждого фактора желательно пользоваться не одним, а несколькими методами исследования.

Несмотря на то, что снежный покров является прекрасным показателем загрязнений воздуха в данном месте, для более точного исследования хорошо бы использовать подсчет автотранспортных средств в районе своего города и метод биоиндикации или лихеноиндикации. Сравнив показатели по всем методам, можно сделать наиболее точные выводы.

Таким образом, методы исследования, включенные в методические рекомендации, позволяют провести комплексные исследования загрязнений окружающей среды.

Кроме того, исследования позволяют вовлечь большое количество школьников, заинтересовать их данными исследованиями, дают возможность детям почувствовать себя сопричастными к большому серьезному делу для решения экологических проблем, формировать творческую, гуманную личность, умеющую проводить исследования, анализировать, обобщать и принимать правильные решения.