Экологический мониторинг почвы.

Автор: Постникова Таисия Федосеевна – учитель биологии средней общеобразовательной школы №32 г. Краснотурьинска, отличник народного просвещения.

1. Определение механического состава почвы

Оборудование: пробы почв в чашках выпаривания, вода в склянках.

Ход работы: возьмите в руки порцию увлажненной почвы, разотрите на ладони или между пальцами. Определите ее механический состав.

Примечание:

  • глинистая почва во влажном состоянии пластична, при скатывании получается шнур небольшой длины;
  • суглинистая почва во влажном состоянии имеет слабую пластичность, при скатывании получается очень непрочный шнур;
  • супесчаная почва во влажном состоянии в шнур не скатывается, при растирании дает ощущение песчаных частиц;
  • песчаная почва состоит из песчаных зерен, сыпучая;
  • щебенчатая почва (хрящевая) наряду с глинистыми или песчаными частицами содержит обломки горных пород (размеры не более 3 мм). 

2. Определение физических свойств почвы

Оборудование: мерный шнур, рулетка, почвенный термометр - щуп.

При проведении наблюдений термометр - щуп заглубляют в почву вертикально и выдерживают на заданной глубине в течение 5 минут. Показания снимают, не вынимая термометр из почвы. При переносах или наблюдениях термометр надо предохранять от нагревания прямыми солнечными лучами: для этого носить его надо в чехле, при наблюдениях стоять так, чтобы термометр был в тени.

Ход работы:

1.      Заложите три пробные площадки на обочине дороги, на опушке, в глубине леса. Размер площадки - 1 квадратный метр.

2.      Определите влажность почвы. По степени влажности почвы подразделяют на:

сырые - вытекает вода при сжимании в руке;

влажные - на руке остается мокрый след;

свежие - холодит руку, почва мажется;

сухие - не мажется, на ощупь кажется теплой.

3.      Определите температуру почвы на глубине 5 или 10 см с помощью почвенного термометра - щупа.

4.      Измерьте величину верхнего почвенного слоя (гумусового). Определите механический состав почвы (глинистая, суглинистая, песчаная, супесчаная).

5.      Результаты наблюдений запишите в таблицу:

Таблица №13

Местонахождение – Дата –

№ участка

Вид почвы

Толщина почвенного слоя

Степень влажности

Температура на глубине 5 см.

Температура на глубине 10 см.

 

 

 

 

 

 

6.      Сделайте вывод о физических свойствах почвы в зависимости от местонахождения участка.

3. Влагоемкость и влагопроницаемость различных типов почв

Оборудование: стаканы химические (200 мл, 4 шт.), воронки (4 шт.), весы учебные ВТУ, штатив, часы с секундной стрелкой, вода в мерном цилиндре (250 мл).

Ход работы:

  1. Пронумеруйте воронки и стаканы (1,2,3,4).
  2. Взвесьте стаканы и запишите их массу.
  3. Положите в каждую воронку небольшой кусок ваты.
  4. Укрепите воронку в штативе. Под воронку поставьте стакан с тем же номером, что и у воронки.
  5. Поочередно отвесьте по 50 г различных видов почвы и положите навеску в воронку:

№1 - гравий, № 2 - песок, № 3 - глина, № 4 -перегной.

  1. В каждую воронку с почвой поочередно налейте по 50 мл воды и заметьте время, в течение которого вода выльется в стакан.
  2. Возьмите стакан с водой, просочившейся сквозь почву, и вычислите массу воды.
  3. Результат запишите в таблицу:

Таблица №14

образца

Вид почвы

Время просачивания воды (мин.)

Масса пустого

стакана (г)

Масса стакана   с водой (г)

Масса просочившейся воды (г)

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

  1. Сделайте вывод о влагоемкости (по массе собранной воды) и влагопроницаемости (время просачивания). Какие почвы наиболее пригодны для сельского хозяйства?

4. Определение кислотности и плодородия почв по составу растительности

Оборудование: определители растений.

Ход работы:

  • определите визуально по развитию вегетативных частей растений (хорошее, плохое) плодородие почвы;
  • по составу растительности определите степень кислотности почв:

нейтральные - клевер ползучий, луговой и др., тимофеевка;

щелочные - мать-и-мачеха, вьюнок полевой, ветреницы лютичная, дубравная;

кислые - фиалка трехцветная, багульник, голубика, клюква, хвощи, мхи, щучка зернистая

  • по составу растительности определите повышено ли содержание азота в почве; на это указывает наличие растений: чистотела, малины, крапивы.

5. Определение кислотности почвы

Для нормального роста и развития сельскохозяйственные растения требуют определенного уровня кислотности почвы, который зависит от природных факторов, а также от внесенных удобрений. Большая часть растений хорошо растет и развивается на щелочных, нейтральных и слабокислотных почвах. Если почва кислая, она требует известкования (внесения в нее известняка или золы).

Существует несколько способов определения кислотности почвы. Самый простой и быстрый - определение с помощью индикаторной бумаги.

Оборудование и реактивы: стаканы химические (50 мл) или чашка фарфоровая, палочка стеклянная с резиновым наконечником, ложечка -дозатор (шпатель), мерный цилиндр (10 мл) или мерная пробирка, почва (в банке, стакане), 10 % р-р хлорида калия, универсальная индикаторная бумага со шкалой значений рН.

Ход работы:

1.      Приготовьте почвенную вытяжку: в стакан (чашку фарфоровую) поместить 2-3 куб,см почвы, прилейте 10 мл. р-ра хлорида калия, содержимое хорошо перемешайте стеклянной палочкой и дайте отстояться.

2.      Определите значение рН: возьмите полоску индикаторной бумаги и опустите в вытяжку, выньте индикаторную бумагу через 1-2 сек, сравните полученную окраску бумаги со шкалой значений рН, определите тип образца почвы (кислотная, щелочная, нейтральная).

При значениях рН:   от 1 до 5 - почва кислая

от 5,5 до 6,5 – слабокислая

от 6,5 до 7 – нейтральная

от 7 до 8 – слабощелочная

выше 8 - щелочная

3.      Сделайте вывод о необходимости известкования исследуемой почвы.

6. Измерение параметров почвы

1.      Возьмите несколько проб почвы из различных районов города. Составьте план, на котором укажите точки взятия проб.

2.      Проведите измерения параметров почвы и почвенной суспензии (р-р почвы в дистиллированной воде), результаты занесите в таблице.

Таблица № 15 Результаты измерений параметров почвы.

Параметры

Результаты измерений

1. Температура

2. Цвет (усл.ед.)

3. Запах (усл.ед.)

4. Кислотность (усл.ед.)

5. Микроорганизмы, наличие

 

3.      Сравните результаты измерений и объясните причины возможных различий между ними.