Автор: Постникова Таисия Федосеевна, учитель биологии школы № 32, г. Краснотурьинск Свердловской области
В условиях современного мира человеку предстоит решать проблему огромной практической значимости как выжить на оскудевающей Земле. Экологический кризис представляет реальную угрозу для планеты. Очевидно, что экологическое воспитание приобретает первостепенное значение. Заботливое отношение к окружающему миру и к себе части этого мира должно формироваться с детских лет.
Экологическое движение предполагает организацию массового включения населения в активную жизненную позицию по отношению к природной среде. Это социально значимый элемент непрерывного экологического образования.
Цель: формирование нового экологического мышления общества через детское экологическое движение.
Задачи:
- привлечение внимания общества к проблемам окружающей среды;
- выработка чувства ответственности за окружающий мир;
- установление взаимопонимания между детским экологическим движением и общественностью;
- ориентация молодых исследователей на поиск решений, снижающих негативное воздействие человека на окружающую среду.
Принципы экологического движения: добровольность, гуманность, любовь к природе, потребность к познанию родного края, инициативность, творчество, сотрудничество, сопричастность.
Экологическое движение в школе должно быть региональным направленным на конкретные проблемы своего края.
Реализация непрерывного экологического образования в школе № 32 г. Краснотурьинска осуществляется через комплекс: детский сад начальная школа среднее звено старшие классы родители общественность. Каждое звено данного комплекса работает по определенной программе, при этом все они связаны между собой и дополняют друг друга.
В подшефном детском саду № 10 «Малыш» ежегодно проводятся экологические акции и традиционные праздники, посвященные Дню пожилого человека.
Для учащихся младших классов устраиваются экскурсии в разные уголки города, дети принимают участие в уборке территории школы.
Учащиеся средних классов занимаются исследовательской работой по комплексному изучению окружающей среды. За пять лет работы были проведены исследования уровня загрязнения воздуха, воды, почвы; исследовалось состояние растений в городе, видовой состав рыб в р. Турье и зимняя орнитофауна. Кроме того, дети работают над проектами «Энергия в быту» и «Бытовые отходы», результатами которых делятся на конференциях, выставках, конкурсах.
Старшие школьники, помимо собственных исследований, помогают учащимся среднего звена в их научных изысканиях. Подростки принимают участие в практической деятельности: уборка территории, озеленение школы, города. Старшеклассники участвуют в городских, областных и Всероссийских конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, проводят презентации, представляют творческие отчеты, организуют выставки, «круглые столы», придумывают экологические игры.
К работе школы подключены родители и общественность. Помощь поступает самая разная: от оформления исследовательских работ школьников, участия в конференциях и выставках до спонсорской помощи в проведении экскурсий и формирования банка данных.
Благодаря сотрудничеству «школа семья общественность» формируется новое экологическое мышление населения.
Экологическое движение в школе № 32 реализуется через систему дополнительного образования.
Наиболее продуктивной формой работы можно назвать организацию конкурсов плакатов, рисунков, проектных работ, фотографий, эссе, стихов, сказок и т. д. Во-первых, подобные акции позволяют охватить большой круг учащихся; во-вторых, они дают возможность проявиться в творческом плане; в-третьих, школьники получают возможность поразмышлять о своих чувствах, высказать собственное мнение. Лучшие работы учащихся мы отправляем на конкурсы или размещаем в экологическом альманахе. Все это играет важную роль в становлении экологически грамотной личности.
Конкурсы «Мисс Мяу» и «Мистер Гав» еще раз напоминают детям о любви к животным, о необходимости хорошо относиться к своим «меньшим братьям». Операции «Кормушка» и «Елочка» заставляют задуматься о помощи живым организмам в природе. Конкурсы плакатов «Берегите окружающую среду», «Мой любимый город», «Чистый воздух» и т. п. призывают внимательно присмотреться к окружающему миру.
Интерес к исследованиям у школьников начинается с экскурсий на природу еще в начале изучения ботаники в 6-м классе. Дети получают возможность проводить фенологические наблюдения; узнают об особенностях листопада разных видов растений. Зимняя и весенняя экскурсии расширяют круг знаний по биологии и экологии. При составлении отчетов устанавливаются межпредметные связи: учащиеся привлекают знания литературного материала, изо, географии, химии. Непосредственное знакомство с уникальностью родной природы вызывает потребность сохранить все то, что нас окружает.
У заинтересованных детей появляется возможность продолжить свои исследования в научном обществе учащихся, где они учатся анализировать и обобщать полученные данные на более качественном уровне.
Выполнение работы объединяет детей и взрослых. Непременное условие проекта наличие теоретической и практической частей. Отдельные исследования проходят под руководством учителей на занятиях. Например, такой проект, как «Птицы нашего города», начинается на уроках зоологии, где ставятся цели, задачи и методы исследования. Практическая часть подсчет численности видов осуществляется самостоятельно. Итоги подводятся в школе. Во время наблюдений дети подкармливают птиц. Часто на помощь детям в оборудовании кормушек приходят родители. Сотрудничество детей, учителей и родителей один из главных факторов успешности формирования экологического сознания.
Для нашей школы очень важным оказался опыт участия во Всероссийских проектах «Вода на Земле» и «Человек на Земле».
В первом проекте (1998 г.) принимали участие члены научного общества учащихся «Родная природа», учащиеся школы; учителя биологии, валеологии, географии, истории, литературы, изобразительного искусства, а также родители. К работе были привлечены: краеведческий музей, лаборатория по изучению загрязнений воздуха, комитет по охране природы, администрация города. Результаты этого сотрудничества: проведение множества экскурсий, субботник по очистке детского пляжа, исследование реки Турьи. В рамках проекта среди населения распространялись листовки на экологическую тематику. На итоговую конференцию были приглашены непосредственные участники, их родители и представители общественности. Процесс работы освещался местными средствами массовой информации.
В проекте «Человек на Земле» (2000 г.) принимали участие учащиеся школы, учителя биологии, географии, физики и химии. Были проведены исследования по уровню загрязнения воздуха и родников, предложены методы утилизации бытовых отходов. В практическую часть входили субботники по уборке территории, озеленение школы и города, проведена выставка поделок из вторичного сырья. На заключительной конференции учителя города высказали свое мнение о путях решения проблем, выявленных в результате реализации данных проектов.
На протяжении нескольких лет научное общество учащихся «Родная природа» сотрудничает с различными общественными организациями, которые знакомят учащихся со своими методами работы, проводят экскурсии, совместные заседания и открытые мероприятия. Подобная связь установлена с Центром городского санитарноэпидемиологического надзора, оказывающим помощь при изучении загрязнения окружающей среды и исследовании микроорганизмов в воздухе школы. Администрация города Краснотурьинска также оказывает поддержку в работе научного общества учащихся.
Особого внимания заслуживает проект «Экология позвоночника», во время которого было установлено сотрудничество между школой и сотрудниками Центра медицинской профилактики. Благодаря этому оказалось возможным проведение обследования опорно-двигательной системы группы учащихся. В результате дети с нарушениями опорно-двигательной системы были направлены в физдиспансер для занятий лечебной гимнастикой под наблюдением врачей. Кроме того, проведен ряд бесед по профилактике нарушений опорно-двигательной системы. В дальнейшем работа будет продолжаться по совместному плану научного общества учащихся «Родная Природа» и Центра медицинской профилактики.
На наш взгляд, успешность развития экологического движения и формирование экологического сознания основаны на совместной деятельности детей и взрослых в неформальных условиях. Участники приобретают новый социальный опыт, преодолевая традиционное отчуждение обучаемых и обучающихся в условиях школьной среды. Развивается уверенность в необходимости и возможности личного участия в решении локальных и глобальных экологических проблем, вырабатывается чувство ответственности за окружающий мир, привлекается внимание общества к проблемам окружающей среды.