Экологическое движение в школе

Автор: Постникова Таисия Федосеевна, учитель биологии школы № 32, г. Краснотурьинск Свердловской области

В условиях современного мира человеку предстоит решать проблему огромной практической значимости — как выжить на оскудевающей Земле. Экологический кризис представляет реальную угрозу для планеты. Очевидно, что экологическое воспитание приобретает первостепенное значение. Заботливое отношение к окружающему миру и к себе — части этого мира — должно формироваться с детских лет.

Экологическое движение предполагает организацию массового включения населения в активную жизненную позицию по отношению к природной среде. Это — социально значимый элемент непрерывного экологического образования.

Цель: формирование нового экологического мышления общества через детское экологическое движение.

Задачи:

  • привлечение внимания общества к проблемам окружающей среды;
  • выработка чувства ответственности за окружающий мир;
  • установление взаимопонимания между детским экологическим движением и общественностью;
  • ориентация молодых исследователей на поиск решений, снижающих негативное воздействие человека на окружающую среду.

Принципы экологического движения: добровольность, гуманность, любовь к природе, потребность к познанию родного края, инициативность, творчество, сотрудничество, сопричастность.

Экологическое движение в школе должно быть региональным — направленным на конкретные проблемы своего края.

Реализация непрерывного экологического образования в школе № 32 г. Краснотурьинска осуществляется через комплекс: детский сад — начальная школа — среднее звено — старшие классы — родители — общественность. Каждое звено данного комплекса работает по определенной программе, при этом все они связаны между собой и дополняют друг друга.

В подшефном детском саду № 10 «Малыш» ежегодно проводятся экологические акции и традиционные праздники, посвященные Дню пожилого человека.

Для учащихся младших классов устраиваются экскурсии в разные уголки города, дети принимают участие в уборке территории школы.

Учащиеся средних классов занимаются исследовательской работой по комплексному изучению окружающей среды. За пять лет работы были проведены исследования уровня загрязнения воздуха, воды, почвы; исследовалось состояние растений в городе, видовой состав рыб в р. Турье и зимняя орнитофауна. Кроме того, дети работают над проектами «Энергия в быту» и «Бытовые отходы», результатами которых делятся на конференциях, выставках, конкурсах.

Старшие школьники, помимо собственных исследований, помогают учащимся среднего звена в их научных изысканиях. Подростки принимают участие в практической деятельности: уборка территории, озеленение школы, города. Старшеклассники участвуют в городских, областных и Всероссийских конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, проводят презентации, представляют творческие отчеты, организуют выставки, «круглые столы», придумывают экологические игры.

К работе школы подключены родители и общественность. Помощь поступает самая разная: от оформления исследовательских работ школьников, участия в конференциях и выставках до спонсорской помощи в проведении экскурсий и формирования банка данных.

Благодаря сотрудничеству «школа — семья — общественность» формируется новое экологическое мышление населения.

Экологическое движение в школе № 32 реализуется через систему дополнительного образования.

Наиболее продуктивной формой работы можно назвать организацию конкурсов плакатов, рисунков, проектных работ, фотографий, эссе, стихов, сказок и т. д. Во-первых, подобные акции позволяют охватить большой круг учащихся; во-вторых, они дают возможность проявиться в творческом плане; в-третьих, школьники получают возможность поразмышлять о своих чувствах, высказать собственное мнение. Лучшие работы учащихся мы отправляем на конкурсы или размещаем в экологическом альманахе. Все это играет важную роль в становлении экологически грамотной личности.

Конкурсы «Мисс Мяу» и «Мистер Гав» еще раз напоминают детям о любви к животным, о необходимости хорошо относиться к своим «меньшим братьям». Операции «Кормушка» и «Елочка» заставляют задуматься о помощи живым организмам в природе. Конкурсы плакатов «Берегите окружающую среду», «Мой любимый город», «Чистый воздух» и т. п. призывают внимательно присмотреться к окружающему миру.

Интерес к исследованиям у школьников начинается с экскурсий на природу еще в начале изучения ботаники — в 6-м классе. Дети получают возможность проводить фенологические наблюдения; узнают об особенностях листопада разных видов растений. Зимняя и весенняя экскурсии расширяют круг знаний по биологии и экологии. При составлении отчетов устанавливаются межпредметные связи: учащиеся привлекают знания литературного материала, изо, географии, химии. Непосредственное знакомство с уникальностью родной природы вызывает потребность сохранить все то, что нас окружает.

У заинтересованных детей появляется возможность продолжить свои исследования в научном обществе учащихся, где они учатся анализировать и обобщать полученные данные на более качественном уровне.

Выполнение работы объединяет детей и взрослых. Непременное условие проекта — наличие теоретической и практической частей. Отдельные исследования проходят под руководством учителей на занятиях. Например, такой проект, как «Птицы нашего города», начинается на уроках зоологии, где ставятся цели, задачи и методы исследования. Практическая часть — подсчет численности видов — осуществляется самостоятельно. Итоги подводятся в школе. Во время наблюдений дети подкармливают птиц. Часто на помощь детям в оборудовании кормушек приходят родители. Сотрудничество детей, учителей и родителей — один из главных факторов успешности формирования экологического сознания.

Для нашей школы очень важным оказался опыт участия во Всероссийских проектах «Вода на Земле» и «Человек на Земле».

В первом проекте (1998 г.) принимали участие члены научного общества учащихся «Родная природа», учащиеся школы; учителя биологии, валеологии, географии, истории, литературы, изобразительного искусства, а также родители. К работе были привлечены: краеведческий музей, лаборатория по изучению загрязнений воздуха, комитет по охране природы, администрация города. Результаты этого сотрудничества: проведение множества экскурсий, субботник по очистке детского пляжа, исследование реки Турьи. В рамках проекта среди населения распространялись листовки на экологическую тематику. На итоговую конференцию были приглашены непосредственные участники, их родители и представители общественности. Процесс работы освещался местными средствами массовой информации.

В проекте «Человек на Земле» (2000 г.) принимали участие учащиеся школы, учителя биологии, географии, физики и химии. Были проведены исследования по уровню загрязнения воздуха и родников, предложены методы утилизации бытовых отходов. В практическую часть входили субботники по уборке территории, озеленение школы и города, проведена выставка поделок из вторичного сырья. На заключительной конференции учителя города высказали свое мнение о путях решения проблем, выявленных в результате реализации данных проектов.

На протяжении нескольких лет научное общество учащихся «Родная природа» сотрудничает с различными общественными организациями, которые знакомят учащихся со своими методами работы, проводят экскурсии, совместные заседания и открытые мероприятия. Подобная связь установлена с Центром городского санитарноэпидемиологического надзора, оказывающим помощь при изучении загрязнения окружающей среды и исследовании микроорганизмов в воздухе школы. Администрация города Краснотурьинска также оказывает поддержку в работе научного общества учащихся.

Особого внимания заслуживает проект «Экология позвоночника», во время которого было установлено сотрудничество между школой и сотрудниками Центра медицинской профилактики. Благодаря этому оказалось возможным проведение обследования опорно-двигательной системы группы учащихся. В результате дети с нарушениями опорно-двигательной системы были направлены в физдиспансер для занятий лечебной гимнастикой под наблюдением врачей. Кроме того, проведен ряд бесед по профилактике нарушений опорно-двигательной системы. В дальнейшем работа будет продолжаться по совместному плану научного общества учащихся «Родная Природа» и Центра медицинской профилактики.

На наш взгляд, успешность развития экологического движения и формирование экологического сознания основаны на совместной деятельности детей и взрослых в неформальных условиях. Участники приобретают новый социальный опыт, преодолевая традиционное отчуждение обучаемых и обучающихся в условиях школьной среды. Развивается уверенность в необходимости и возможности личного участия в решении локальных и глобальных экологических проблем, вырабатывается чувство ответственности за окружающий мир, привлекается внимание общества к проблемам окружающей среды.