Научное общество «Родная природа»
Устав
Утвержден: на заседании клуба «Родная природа» от 17.11.82 г.
Членом клуба «Родная природа» может быть любой ученик с 5 по 11 класс, признающий и выполняющий Устав клуба, работающий в одной из секций, пропагандирующий работу клуба в школе и по месту жительства.
Член клуба обязан:
1.Не пропускать занятий без уважительных причин.
2.Содержать в сохранности оборудование кабинета и содействовать его улучшению. Быть непримиримым к нарушителю.
3.Приумножать и охранять богатства родного края.
4.Правильно и научно разъяснить все изменения в живой и неживой природе.
Член клуба имеет право:
1.Ухаживать за животными и растениями в любое время.
2.Использовать свои наблюдения для подготовки рефератов, сообщений, докладов.
3.Участвовать во всех мероприятиях клуба.
Гимн
Если любишь Уральскую землю,
Хочешь больше о мире узнать,
Приходи к нам в «Родную природу»,
Мы поможем тебе все понять.
Будем вместе беречь, знать и множить
Мы природу в родимом краю
Обойдем все родные просторы
И изучим Отчизну свою.
Мониторингом вместе займемся
И, узнаем насколько чиста,
Речка та, что Турьею зовется
И очистим ее берега.
И не только мы речку
Воздух, почву и все
Но и домики птичкам
Чтобы трели услышать в лесу.
Приходи к нам, малыш, и постарше,
Будем вместе в гармонии жить,
Все, что есть на сегодня - умножим,
И научим с природой дружить.
Перечень мероприятий по организации экологического движения
1. Разработка и проведение школьных эко. игр, 2005г.
2. Совместная работа с учителями начальных классов:
2.1 Выставка поделок из бытовых отходов;
2.2 Выставка комнатных растений;
2.3 Экскурсии в живой уголок:
2.4 Участие в городском экологическом фестивале;
2.5 Участие в городских. акциях «Покормите птиц зимой»
2.6 Экологические игры.
3. Работа с подшефным детским садом:
3.1 Экскурсия в живой уголок;
3.2 Осенняя экскурсия в природу;
3.3 Работа с микроскопом;
3.4 Составление осенних букетов;
3.5 Экологическая игра.
4. Работа с родителями и общественностью
5. Методическая работа «Экологический мониторинг», ч. II
6. Участие в международном семинаре «Учебно-исследовательская деятельность учащихся», г. Обнинск, 2005 г.
Перечень творческих работ учащихся:
1. Экологический альманах.
2. Экологические игры
3. Сборник исследовательских работ
4. Рефераты и проекты
5. Сборники исследовательских работ (тезисы на всероссийских конкурсах)
6. Создание школьной оранжереи, уход за комнатными растениями
7. Оформление проектов по теме «Развитие органического мира»
8. Оформление складных планшетов:
- «Природа глазами детей» (на основе конкурсов фотографий)
- Итоги работы НОУ «Родная природа»
- Проекты на всероссийских конкурсах
Научное общество «Родная природа» продолжает работу с детьми, которые уже заинтересовались научно-исследовательской работой по биологии.
Некоторые ребята продолжают работать над темой, которую начали раньше, другие работают коллективно, особенно над такими проектами:
«Состояние воздушной среды в городе»;
«Комплексное исследование состояния воды в реке Турье»;
«Зеленое ожерелье города»;
«Что мы пьем?»;
«Родники в районе нашего города»;
«Памятники природы»;
«Экологическая тропа»;
«Школьная оранжерея»;
«Здоровье и школа»;
«Здоровье и окружающая среда».
Над некоторыми проектами мы работаем уже 10 лет и собрали богатый материал. Вот с ними мы и выступаем на областных и Всероссийских конкурсах. Кроме того, с помощью экологического фонда (отделение г.Краснотурьинска) нам удалось создать сборник исследовательских работ. Правда, всего в 4 экземплярах, но это уже наше достижение, наша гордость.
Для организации исследовательской работы установили деловые отношения с такими организациями, как Администрация города Краснотурьинска, Госкомэкология, комитет по охране окружающей среды, ГЦСЭН, лаборатория по мониторингу воздуха, дирекция спортивно- оздоровительного комплекса «Шихан».
Всем руководителям данных организаций мы выражаем глубокую благодарность за помощь и поддержку.
Для изучения объектов проводим экспедиции: однодневные или трехдневные. Каждый участник отвечает за свой участок работы: исследование воды; исследование состояния погоды; изучение воздуха; изучение растительного мира; и антропогенное воздействие на окружающую среду.
Но исследования проводятся коллективно, потому что одному участнику трудно справиться с большим объемом работы. К тому же, участники проекта знакомятся не только со своими методами работы, но и с другими, что позволяет им выбрать в дальнейшем тему, которая ему интересна, а также играет важную роль в выборе профессии.
План работы над проектом:
1.Выбор темы;
2.Определение цели и задач;
3.Выбор методики;
4.Календарный план работы;
5.Программа исследования;
6.Выполнение исследования;
7.Анализ результатов работы;
8.Оформление результатов исследований.
Научное общество «Родная природа» проводит также во время подготовки проекта различные акции, которые позволяют вызвать определенный познавательный интерес у других учащихся:
•Выставка комнатных растений;
•Выставка поделок из природного материала и бытовых отходов;
•«Зеленое ожерелье школы»;
•«Сделаем город красивым»;
•«Из отходов - в доходы»;
•«Сбережем энергию» и др.
Результаты исследований доводим до учащихся через лекции, которые проводим в течение года, через конференции: школьные, городские, областные, Всероссийские. Для взрослого населения размещаем материал в местных газетах, через радиопередачи и местное телевидение.
Благодаря исследовательской работе в школе формируется экологическая культура населения, так как именно школьники являются носителями этой культуры.
Внеучебная исследовательская деятельность не связана рамками учебных программ, осуществляется в различных условиях, предполагает участие в ней специалистов в области охраны природы.Именно в такой работе у ребят закладывается умение и навыки в природоохранной деятельности.
Практическая деятельность позволяет установить связь между знаниями и жизненной ситуацией, дает возможность ребенку самоутвердиться, самореализоваться в сферах деятельности и чувствовать свою сопричастность к жизни общества.
Начинать исследовательскую работу необходимо с развития познавательного интереса. Детей всегда привлекают животные. Поэтому, если есть такая возможность, надо создать живой уголок.
Наша внеклассная работа начиналась в 1967 году с создания живого уголка. Дело, конечно, не простое, если учесть, что для содержания животных требуется материальная база: помещение, клетки, корм для животных. Несмотря на все трудности, мы завели несколько хомяков, которые жили у нас в 3-х литровых банках. Но какие разные это были животные! Дети часами находились в маленькой лаборантской комнате, чтобы общаться с животными, наблюдать за ними. Одновременно с наблюдением за жизнью хомяков мы вырабатывали у них условные рефлексы, изучали их индивидуальные особенности. В итоге появился реферат, который на областной научно-практической конференции награждается грамотой и отмечается большая работа наших кружковцев.
Позднее школа выделила нам небольшое помещение, на базе которого силами наших учащихся создали мини-зоопарк, в котором появились: аквариумные рыбки, черепаха, еж, морские свинки, мыши, крысы, кролики, канарейки, голуби, попугаи, куры. Вместе с расширением базы для исследовательской деятельности появляется много желающих работать в нашем кружке, повышается интерес к предмету, окружающему миру.
В 1984 году наш кружок перерастает в клуб «Родная природа». В клуб принимаются ребята, проявившие себя в охране природы. Работы становятся индивидуальными и групповыми. Расширяется живой уголок, появляется много комнатных растений, исследования проводятся не только по изучению животных, но и растений. Появляется много интересных отчетов, рефератов и других работ. Примерами интересных исследовательских работ являются такие, как «Изучение рассудочной деятельности у животных», «Практическое использование комнатных растений», «Сортоизучение гладиолусов», «Влияние сапропеля на урожай капусты» и другие.
Научившись проводить опыты, эксперименты, наблюдения, учащиеся продолжают исследовательскую деятельность самостоятельно. Появляются темы, связанные с изучением человека, такие как «Сердце - уникальное изобретение природы», «Близнецовый метод изучения человека»,» Механизм памяти», «Влияние спорта на опорно-двигательную систему» и т.д. Это говорит о том, что интерес становится более устойчивым, растет желание заниматься исследованиями.
В 1990 году наш клуб перерастает в научное общество. Индивидуальные работы выполняются по таким темам: «Выгонка цветочных культур», «Создание домашнего инкубатора», «Развитие лягушки в искусственных и естественных условиях».
С 1995 года наше научное общество работает над более сложными темами, в основе которых заложен краеведческий принцип познания окружающей среды. Мы начинаем заниматься экологическим мониторингом.
Исследовательская работа - прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются следующие задачи:
1.Решение практических, общественно значимых задач.
1.Самореализация личности.
2.Гуманность по отношению к окружающему миру.
3.Знание проблем своего края.
4.Сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело.
5.Умение проектировать и прогнозировать выход из сложившейся ситуации.
6.Навыки общения в коллективе.
Тематика исследовательских работ зависит от многих факторов, но, прежде всего, от профессиональных навыков и личных интересов руководителя, имеющейся материальной базы, наличия методических разработок, интересов детей и т.п.
НОУ «Родная природа» занимается исследовательской деятельностью по следующим направлениям:
--фенологические наблюдения;
--экологический мониторинг окружающей среды;
--исследования под руководством научных консультантов;
--самостоятельные исследования.
1 этап - подготовительный.
--Отбор желающих детей по их внесенному вкладу (участие в проведении опытов, наблюдений, экспериментов при выполнении летних заданий или во время учебного процесса);
--Выбор темы - по желанию руководителя и ребенка, учитывая наличие возможностей для выполнения работы;
--Работа с литературными, лабораторными, информационными источниками, анкетирование учащихся, родителей, общественности;
--Выдвижение местной проблемы, которую необходимо решить;
--Выбор цели исследования;
--Пути решения и план проведения работы;
--Распределение заданий; -
--Г рафик выполнения работ.
2 этап - исследовательский.
На этом этапе закладывается опыт, эксперимент, проводятся фенологические наблюдения или мониторинг окружающей среды. Фенологические наблюдения могут проводиться с разными целями: 1) составление календаря природы (проводятся группой учащихся или индивидуально); 2) изучение влияния экологических факторов на явления природы; 3) сравнение изменений фенологических явлений у разных видов растений в одном месте.
Основная задача фенологических наблюдений - получение представления о ходе сезонного развития природы. От наблюдателя требуется его готовность много лет подряд вести наблюдения на одном и том же месте за одними и теми же объектами.
Так, члены НОУ «Родная природа» на протяжении трех лет проводили наблюдения за листопадом у березы по одной и той же ветке. В результате выяснили, что листопад у березы происходит не в одно и тоже время, что это зависит от погодных условий.
Точность наблюдений зависит от порядка ведения записей. Каждый фенолог постоянно ведет записи в дневнике наблюдений. Они должны быть четкими и полными. Сведения о сезонных изменениях в природе можно отправлять в фенологический сектор Географического общества по адресу: 190000, г.Санкт-Петербург, центр, пер. Гривцова, 10.
Исследования под руководством специалистов проводится в том случае, если нет базы для выполнения работы в школе, а специалисты готовы помочь в проведении практической части. Например, чтобы проверить влияние фитонцидов на болезнетворные бактерии, мы обращались к врачу СЭС, с помощью которого провели исследование в лаборатории СЭС. Подобные исследования проводились нашими детьми при изучении загрязнений воды методом биотестирования под руководством научного сотрудника Госкомэкологии. Самостоятельные исследования учащиеся проводят индивидуально в том случае, если они уже подготовлены к этой работе.
Групповое наблюдение может быть при выполнении таких исследований, когда охватывается большая территория. Например, при учете качественного и количественного состава птиц в районе города. В период наблюдения учащиеся устанавливают кормушки в своих дворах, проводят подкормку и ведут подсчет. Все это фиксируется в дневниках наблюдений. Через месяц подводятся итоги. Такие наблюдения проводятся ежегодно, сравниваются результаты и прослеживается динамика численности птиц и причины изменения.
Экологический мониторинг может начинаться с экологического практикума или, по возможности, в рамках экологической экспедиции. Мониторинг - это непрерывное слежение за изменениями в окружающей среде. В настоящее время появилось много методик мониторинга, но, к сожалению, нет единых методик.
Кроме того, при проведении мониторинга на базе школы складываются определенные трудности в приобретении реактивов. Поэтому мы пользуемся наиболее доступными методиками. Встретившись с данными трудностями, мною отобраны методы и составлен сборник методических рекомендаций, которые облегчат работу всем, кто ими воспользуется.
Наша группа на протяжении пяти лет занимается комплексным исследованием окружающей среды. За это время мы исследовали:
--загрязнение воздуха в г.Краснотурьинске по снежному покрову;
--влияние автотранспорта на загрязнение воздуха;
--исследование загрязнение воздуха методом лихеноиндикации;
--загрязнение воды в р.Турье;
--состояние питьевой воды в городе;
--экологическое состояние школы.
На основании проведенных исследований составили карту-схему города, на которой показали загрязнения воздуха по снежному покрову и покрытие эпифитных лишайников в разных пунктах города. Для очистки питьевой воды учащиеся создали фильтры, один из которых является одноразовым, а другой - многоразовым.
3 этап - завершающий.
Этап характеризуется разнообразной деятельностью школьников. Они проводят анализ выполненных работ и делают обобщения, составляют сводные таблицы и информационные листки, экологические карты, списки литературы, банки данных.
На этом этапе ученики выступают на школьных, районных, городских научно-практических конференциях, публикуют статьи в газете, выступают по местному телевидению, участвуют в различных конкурсах. В этом случае информация является ценной, потому что у ребенка появляется удовлетворение от востребования его работы, от того, что он делает полезное для общества дело, что он каким-то образом помогает решить проблемы экологического кризиса, ребенок чувствует себя ответственным за окружающий его мир.
Таким образом, через исследовательскую деятельность реализуется много важных задач, выдвинутых в настоящее время для изменения экологического мировоззрения общества.
В результате проведенных исследований ребята защищают свои работы на научно-практических конференциях. С 1997 года нам удалось выйти на Всероссийские конкурсы:
1.1997 год - Майорова Ольга - участник заочной Всероссийской научно- практической конференции.
2.1997 год - Масалева Олеся - награждена путевкой комитета по делам молодежи во всероссийский лагерь «Орленок».
1.1998 год - Тимергазиев Евгений - приглашен в областной экологический лагерь.
1.1999 год - Гончарук Настя - победитель областного фестиваля «Юные интеллектуалы».
2.1999 год - Тимергазиев Евгений - участник Всероссийского конкурса в Санкт-Петербурге «Молодежь России исследует окружающую среду».
3.1999 год - Дипломанты конкурса Всероссийских проектов в Москве «Вода на Земле» (Диплом «Хранители воды» 4 ступени).
4.2000 год - Воротникова Света, Кареньгина Света, Попова Аня - участники чтений на всероссийском конкурсе им. Вернадского в Москве, дипломанты.
Проектная деятельность
Школьные проекты являются большим полем деятельности для организации экологического движения и выхода на практическую деятельность. Проектная деятельность используется на уроках и в дополнительном образовании. Выделяется проблема, разрабатывается план реализации проблемы, готовится оборудование и программа действий. Далее следует выполнение проекта, оформление результатов и вывод. Самая ценная часть проекта - прогнозирование.
В 1999-2000 году нами было выполнено несколько проектов.
Проект «Энергия». Проблема: как можно экономить энергию в школе? Решение проблемы: вывесили объявления в коридорах о проведении акции «Берегите энергию», в каждом классе - таблички «Выключи свет». По данным электросчетчика в результате акции наша школа за 6 месяцев сэкономила 1356 квт электроэнергии, в январе и феврале 2000 года по сравнению с этим же периодом 1999 года израсходовано энергии в 1,5 раза меньше. Таким образом можно экономить энергию в школе.
Проект «Бытовые отходы». Проблема: Можно ли уменьшить количество бытовых отходов? Для решение проблемы провели конкурс поделок из вторичного сырья, которые представили на выставке «Из отходов - в доходы». Конкурс и выставка включались в ролевую игру, в которой участвовали мастера, художники, монетчики, экскурсоводы, эксперты, кассиры, продавцы, ведущий аукциона. Выставку посетили учащиеся, родители, учителя, всего около 300 человек. После выставки поделки подарили .детям подшефного садика. В ходе проекта были решены следующие задачи:
--уменьшение загрязнений бытовыми отходами;
--развитие творческой личности;
--экономия на приобретении сувениров;
--учащиеся - носители экологической культуры в обществе;
--выработка чувства ответственности за окружающий нас мир;
--соучастие в едином экологическом движении.
Проект «Зеленое ожерелье школы». (проводился в мае 2000 года).
Проблема: сохранение зеленых насаждений на территории школы. Решение проблемы: после объявления акции по посадке зеленых растений организован сбор посадочного материала. В акции принимали участие учащиеся 6-11 класса. Высадили 692 корня многолетних растений, создали «живую изгородь» из 252 растений малины, заложили аллею дружбы, в которой высадили 30 видов деревьев и кустарников, сделали альпийскую горку.
Установили деловые отношения с СЭС, госкомэкологией, администрацией города, центрами информации. На основе работы НОУ в работу вовлекаются учащиеся всей школы. Мы сотрудничаем с учителями других предметов нашей школы, а в 2000 году вышли на сотрудничество с учителями других школ, что позволит расширить рамки экологического движения.
Таким образом, научно-исследовательская работа в школе - важнейший инструмент для решения экологических проблем в регионе, благодаря которому формируется новое общество, с новыми взглядами на окружающий нас мир, с трепетным отношением к природе, что и необходимо в данное время.
Исследовательская работа в общеобразовательной школе (тезисы)
Исследовательская работа в общеобразовательной школе начинается уже на уроках, продолжается - на занятиях кружка, клуба, научного общества.
Предмет биологии является прекрасным полем деятельности для развития познавательного интереса и организации исследовательской работы школьников.
На уроках биологии уже с 6-го класса развиваются зачатки исследований на лабораторных, практических работах и экскурсиях. Когда учащиеся работают с микроскопами, то появляется чувство восхищения, удивления и потребность к дальнейшим исследованиям, потому что многие впервые видят то, что невозможно увидеть невооруженным глазом.
При выполнении практических работ у детей появляется желание изучать окружающий мир, внимательно присматриваться к изменениям в природе, учиться делать анализ, обобщение, устанавливать причинно - следственные связи.
Экскурсии в природу позволяют установить связи между живой и неживой природой, увидеть влияние человека на природные сообщества, делать определенные открытия для себя.
Летние задания дают возможность учащимся проводить исследовательскую работу: наблюдение, опыты, эксперименты. Это достаточно трудная, но интересная работа. Она позволяет развивать внимание учащихся, проводить постоянные наблюдения за растениями и животными и получать определенные, иногда неожиданные, результаты.
Подготовка к аттестации в 9 классе, экзамену. Чтобы получить хороший результат, ученики занимаются исследовательской деятельностью не менее года.
Работа клуба, кружка,научного общества следующий этап развития
исследовательской деятельности в школе.
Проводятся исследования в природе, школьной лаборатории, устанавливаются связи с городскими организациями, родителями. Материалы публикуются в местной печати. Школьники выступают перед учениками (организуются лекторские группы), на школьных, городских, областных и Всероссийских научно-практических конференциях, печатается сборник исследовательских работ, которым пользуются другие учащиеся для использования статистических данных, печатаются методики исследовательской работы, которыми пользуются учителя других школ, распространяется опыт работы в городских методических объединениях.
Исследовательская работа в общеобразовательной школе
Учащиеся школы № 32 г.Краснотурьинска уже на протяжении многих лет являются участниками, дипломантами и лауреатами различных Всероссийских конкурсов: «Юность, наука, культура» (г.Обнинск),
«Человек на Земле» (г.Москва),
«Чтения им.В.И.Вернадского» (г.Москва),
«Молодежь России исследует окружающую среду» (г.Санкт-Петербург),
областных конкурсов:
- «Экологические сборы»,
- «Научно-практические конференции»,
- «Курчатовские чтения»,
- «Марш парков мира»,
городских конкурсов:
- экбитуры,
- экологический фестиваль,
- экологическая акция «Покормите птиц зимой», олимпиады,
- научно-практические конференции.
Количество участников растет с каждым годом. Объясняется это появлением интереса у школьников к исследовательской деятельности. Как развить этот интерес? Расскажу об этом на своем опыте.
Познавательный интерес появляется уже на первых уроках биологии, т.к. этот предмет связан с живой природой и имеет практическую значимость. Особенно важную роль играют практические, лабораторные работы и экскурсии.
Лабораторные работы
Проводятся фронтально и попарно. Особенно привлекает работа с микроскопами, и поэтому такая лабораторная работа, как «Мир в капле воды», где неожиданно учащиеся обнаруживают микроскопические живые формы, является толчком для дальнейшего изучения воды из-под крана и речной воды.
Изучение клеточного строения растений и животных под микроскопом вызывает желание заниматься микробиологией.
Плазмолиз и деплазмолиз в клетке подтверждает не только взаимосвязь живых организмов с окружающей средой, но и заставляет задуматься о взаимосвязи химии и биологии, о механизмах движения веществ в клетку и обратно.
Таким образом, лабораторные работы являются основой для познавательного интереса и исследовательской работы.
Практические работы:
Обычно выполняются индивидуально, самостоятельно, итог подводится в классе, делаются сравнения, анализ, обобщения. Интересной формой является фенологическое наблюдение за листопадом растений в разные годы, а если эта работа проводится систематически, то при сравнении используется математическое моделирование: составляются графики, диаграммы, устанавливаются причинно-следственные связи, проводится анализ, делаются выводы. Это и есть начало исследовательской деятельности.
Подобным образом проводятся наблюдения за птицами на кормушках, за рыбами реки данной местности и др.
Важную роль играет практическая работа по размножению комнатных растений, проращиванию семян и т.д.
В ходе проведения размножения комнатных растений ребята сталкиваются с определенными трудностями, возникают вопросы: почему некоторые комнатные растения размножаются листьями, а другие черенками? Можно ли их размножить семенами и каким образом? Появляются желающие провести исследования по способам размножения комнатных растений.
Экскурсии в природу:
Работа проводится по группам. Каждая группа получает определенное задание и старается его выполнить. Учащиеся впервые обращают внимание на отдельные детали, мимо которых они часто проходят. Здесь устанавливаются связи между живой и неживой природой, проявляется интерес к окружающему миру, развивается память и внимание.
Экскурсия «Весна в жизни растений» проходит обычно на пришкольном участке. Проводятся наблюдения за отдельными видами (например, за одуванчиком). Каждая команда из 4-5 человек ведет подсчет цветущих одуванчиков на заданной площадке по сравнению с общим количеством данного вида (площадка 1 х 1 м). В результате исследований подводится итог в классе, составляются диаграммы, и здесь ребята узнают, что цветущих одуванчиков больше всего встречается на хорошо освещенных участках, следовательно, одуванчик - светолюбивое растение.
Подобные экскурсии проводятся и в среднем звене и старших классах. Я намеренно остановилась на экскурсии в 6 классе, чтобы показать, что познавательный интерес появляется уже в этом возрасте и является основой для исследовательской деятельности в дальнейшем.
Важную роль играют также и летние задания для учащихся 6-7 классов, которые выполняются в летний период индивидуально каждым учеником.
Каждый ученик может выбрать задание по желанию:
- сбор коллекций;
- составление гербариев;
- составление фотоальбомов;
- наблюдения в природе;
- опыты с сельскохозяйственными растениями.
Летнее задание дается на одном из последних уроков. Объясняется, как выполнять то или иное задание. Особенно подробно останавливаюсь на опытнической работе, чтобы у детей не было затруднений. Составляем на примере схему опыта по вариантам, таблицу - для фенологических наблюдений и биометрических измерений. Приглашаю после уроков еще раз тех, кто будет заниматься опытами. Подробно останавливаюсь на конкретной культуре, уточняем вместе тему, формулируем цель, задачи, составляем план работы, определяемся с используемой литературой.
На первом уроке следующего учебного года летние задания проверяются и оцениваются. Лучшие работы предлагается подготовить на городской конкурс опытнических и исследовательских работ, который проводится в октябре.
Так делаются «первые шаги в науку». Учащиеся, проводившие опытническую работу, приглашаются в научное общество школы «Родная природа».
В 8 классе летние задания не даются, но ученики просят предложить темы для работы, т.к. в 9 классе многие из них сдают экзамен по биологии, причем большинство - по рефератам. Поэтому за лето ученики успевают провести исследование, чтобы закончить работу в течение года и хорошо сдать экзамен. После экзамена в 9 классе некоторые ребята тоже приглашаются в научное общество «Родная природа», а их работы направляются на городскую научно-практическую конференцию.
Научное общество «Родная природа» продолжает работу с детьми, которые уже заинтересовались научно-исследовательской работой по биологии.
Некоторые ребята продолжают работать над темой, которую начали раньше, другие работают коллективно, особенно над такими проектами:
--«Состояние воздушной среды в городе»;
--«Комплексное исследование состояния воды в реке Турье»;
--«Зеленое ожерелье города»;
--«Что мы пьем?»;
--«Родники в районе нашего города»;
--«Памятники природы»;
--«Экологическая тропа»;
--«Школьная оранжерея»;
--«Здоровье и школа»;
--«Здоровье и окружающая среда».
Над некоторыми проектами мы работаем уже 10 лет и собрали богатый материал. Вот с ними мы и выступаем на областных и Всероссийских конкурсах. Кроме того, с помощью экологического фонда (отделение г.Краснотурьинска) нам удалось создать сборник исследовательских работ. Правда, всего в 4 экземплярах, но это уже наше достижение, наша гордость.
Для организации исследовательской работы установили деловые отношения с такими организациями, как Администрация города Краснотурьинска, Госкомэкология, комитет по охране окружающей среды, ГЦСЭН, лаборатория по мониторингу воздха, дирекция спортивно-оздоровительного комплекса «Шихан».
Всем руководителям данных организаций мы выражаем глубокую благодарность за помощь и поддержку.
Для изучения объектов проводим экспедиции: однодневные или трехдневные. Каждый участник отвечает за свой участок работы:
исследование воды;
--исследование состояния погоды;
--изучение воздуха;
изучение растительного мира;
--антропогенное воздействие на окружающую среду.
Но исследования проводятся коллективно, потому что одному участнику трудно справиться с большим объемом работы. К тому же, участники проекта знакомятся не только со своими методами работы, но и с другими, что позволяет им выбрать в дальнейшем тему, которая ему интересна, а также играет важную роль в выборе профессии.
План работы над проектом:
1.Выбор темы;
1.Определение цели и задач;
2.Выбор методики;
3.Календарный план работы;
4.Программа исследования;
5.Выполнение исследования;
6.Анализ результатов работы;
7.Оформление результатов исследований.
Научное общество «Родная природа» проводит также во время подготовки проекта различные акции, которые позволяют вызвать определенный познавательный интерес у других учащихся:
--Выставка комнатных растений;
--Выставка поделок из природного материала и бытовых отходов;
--«Зеленое ожерелье школы»;
--«Сделаем город красивым»;
--«Из отходов - в доходы»;
--«Сбережем энергию» и др.
Результаты исследований доводим до учащихся через лекции, которые проводим в течение года, через конференции: школьные, городские, областные, Всероссийские.
Для взрослого населения размещаем материал в местных газетах, через радиопередачи и местное телевидение.
Благодаря исследовательской работе в школе формируется экологическая культура населения, так как именно школьники являются носителями этой культуры.
Литература:
1.Ляндзберг А.Р. Семинар по организации исследовательской деятельности учащихся. Санкт-Петербург, 2000.
2.Макаров С.В. и др. Образовательная программа «Общество и окружающая среда» // Биология. 1997. № 4.
3.Непрерывное экологическое образование школьников: программы образовательной области «Экология». Екатеринбург, 1995.
4.Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М.: АО АСПЕКТ ПРЕСС, 1994.
5.Сикорская Г.П. Образовательный проект «Экологический лагерь». Екатеринбург, 1996.
6.Сикорская Г.П., Колтунова И.Р. Образовательный системокомплекс «Экологическая субкультура». Екатеринбург, 1996.
Лекторская группа
1.Вторичное использование бытовых отходов в городе - Дудин А.
2.Питание собак в условиях квартирного содержания - Дубовиков А.
3.Память, её виды и типы - Тихонова М.
4.ВИЧ - инфекция и СПИД - Бокова О.
5.Здоровые зубы - залог здоровья - Чистяков В.
6.Влияние физкультуры и спорта на здоровье - Шалашное С.
7.Комнатные растения и свет - Денисова Е.
8.Что мы пьём? - Гудина Е.
9.Особенности зрения - Мотырева А.
10.Позвоночник - Потапов П.
11.Школьная оранжерея - Бармина И.
12.Кактусы - Белоусова М.
13.Родники в городе - Рыбкина В.
14.Симметрия и асимметрия в природе - Грехова Е.
Аналитическая справка Претендента
Постникова Таисия Федосеевна работает в школе № 32 г.Краснотурьинска с 1967 года (39 лет) учителем биологии в 6 - 11 классах.
За последние 3 года имеет следующие показатели:
Выполнение стандарта - 100%.
Качество знаний по предмету:
2003 г. - 70,4%
2004 г. - 75,8 %
2005 г. - 71,21%
Рост количества учащихся, сдающих экзамены по рефератам, возросло от 43,0% в 2003 г. до 64,0% в 2005 г.
Качество аттестуемых возросло от 61,5% до 76,0% (соответственно в 2003 г. и 2005 г.)
Под руководством Постниковой Т.Ф. работает научное общество «Родная природа», которое занимается исследовательской деятельностью в области биологии и экологии.
За последние 3 года работы получены следующие результаты внеурочной деятельности:
2002 - 2003 г.г.
1 .Ханипова М. - 3 место, г.Екатеринбург, областная НПК
2003 - 2004 г.г.
1.Энгельман И. - победитель областного конкурса «Свердловскэнерго» Чистяков В. - 1 место, областной экомарафон
2.Ханипова М. - 1 место, проект «Человек на Земле», г.Москва
3.НОУ «Родная природа» - диплом 4 ступени «Человек на Земле», г.Москва
4.Пищальникова А. - дипломант в марше Парков - 2004 г., г.Екатеринбург
2004 - 2005 г.г.
1.Бокова К. - 1 место, «Человек на Земле», г.Москва
2.Бокова К. - лауреат НПК «Юность, наука, культура», г.Обнинск
3.Кузьмина И. - лауреат НПК «Юность, наука, культура», г.Обнинск
4.Пищальникова А., Кузьмина И. - 2 место, «Человек на Земле», г.Москва
5.Бокова К. - лауреат заочного конкурса, г.Обнинск
6.Соловян Д. - лауреат заочного конкурса, г.Обнинск
7.Шрайнер А. - лауреат заочного конкурса, г.Обнинск
8.Кузьмина И. - лауреат заочного конкурса, г.Обнинск
24 ученика успешно выступили в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала».
На уровне МО:
I место - 6 человек
II место - 7 человек
III место - 11 человек